АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета «Астрономия»
на уровне среднего общего образования
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования и Основной образовательной программой
среднего общего образования МБОУ Новорогачинская СШ.
Астрономия занимает особое место в системе естественно-научных
знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека
в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия
между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий
астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией,
почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир
человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех
древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как
астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности
человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне
умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна
пониманию узкого круга образованных людей. Чтобы правильно понять
современное
естествознание,
необходимо
изучать
астрономию,
пронизывающую его и лежащую в его основах.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих
на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой
Вселенной.
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место астрономии в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности
методы научного познания и формы научного познания, демонстрируя на
примерах их роль и место в научном познании;
- приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации,
использования методов исследований в науке, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах
Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной
активности на Землю;
- описывать и объяснять различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического
телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины,
определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные
элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции
звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Б.
Медведицу, М. Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые
яркие звезды: П. звезду, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения
Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого
пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии
и с др. науками и для оценивания информации, содержащейся в сообщения
СМИ, научно-популярных статьях и т.п.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
(узнать):
– понимать и объяснять целостность астрономии, различать границы
ее применимости и место в ряду других теорий;
– характеризовать системную связь между основополагающими
научными понятиями: пространство, время, материя;
– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
закономерностей и законов;
– характеризовать
глобальные
проблемы,
стоящие
перед
человечеством: астероиды, метеоры, солнечный ветер, радиация,
переселение человечества на другую планету – и роль астрономии в решении
этих проблем;
– решать практико-ориентированные качественные и расчетные
задачи, используя несколько законов или формул, связывающих известные
величины, в контексте межпредметных связей;
– объяснять принципы работы и характеристики телескопов,
спутников, приборов и технических устройств.